Сенсомоторное развитие детей на занятиях по изобразительному творчеству
При обучении в начальной школе, при недостаточной подготовке, ребёнок может столкнуться с рядом трудностей, тормозящих процесс обучения и творчества.
К ним относятся:
- Неразвитость зрительной координации (затруднённость движения глаз с зафиксированной головой).
- Низкий уровень развития визуального мышления (затруднённость к восприятию абстрактных символов).
- Низкий уровень развития зоны наилучшего видения.
У ребёнка слабо развиты ряд умений и навыков:
- Несформирована устойчивость положения руки с карандашом при рисовании в разных направлениях.
- Затруднено свободное владение карандашом, кистью, мелом, при различных приёмах рисования.
Неразвито чувство:
- произвольного изменения размаха движения.
- произвольного ускорения и замедления темпов.
- прекращения движения в нужной точке.
- ритмичного проведения повторных однородных движений, регулировки движения в соответствии с задачами изображения.
- удержания направления движения.
Целью программы являются:
1. Совершенствование механизмов сенсомотрного восприятия и воспроизведения.
2. Развитие способности к воображению.
3. Раскрытие творческого потенциала
Задачами данной программы по развитию ребёнка являются:
1. Накопление чувственного сенсомоторного опыта, развитие воображения, ассоциативного мышления.
2. Формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, обоняния, осязания) на основе сенсорных эталонов.
3. Развитие слухомоторной и зрительномоторной интеграции.
4. Формирование представлений о цвете, линии, форме, звуке, пространстве и их свойствах.
5. Формирование способности субъективного восприятия искусства.
6. Формирование умений реализовывать пережитый опыт в изобразительное искусство, в словесное выражение своих переживаний и ощущений, в выразительное движение.
7. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими и живописными образами их воплощения.
8. воспитание способности художественного восприятия живописи как взаимосвязанных форм и содержания картины.
9. Воспитание художественного вкуса, эстетического видения.
10. Развитие сенсомоторной координации, являющейся базовым фактором в системе развития, познания и обучения.
Данная система занятий по изобразительному творчеству включает три вида изобразительной деятельности: ИЗО и ряд технологий - графика, формообразование, живопись, лепка, аппликация, бумагопластика.
Эти занятия носят развивающий характер, так как акцент ставится не на результате (конечный продукт деятельности ребёнка), а на самом процессе его создания.
Дошкольный период - один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать окружающий мир и себя. Данная методика позволяет ребёнку реализовать одну из главных особенностей этого возраста - чувственное познание мира. Чувственный мир безграничен, так как лишён стереотипов. Ребёнок открыт миру и в первые годы своей жизни усваивает огромный объём информации. Ребёнок ждёт не объяснения путём логических выкладок, а демонстрации качеств предмета. Таким образом, ребёнок приобретает "живой" непосредственный опыт, переживает положительные эмоции, связанные с приобретением этого опыта и повышает интерес к жизни и её явлениям. Применение этой методики активно развивает потенциал ребёнка и подготавливает его к процессу обучения и творчества.
|