Коррекционная педагогика и психогимнастика
Это курс специальных занятий для детей 3-7 лет, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка. Психогимнастика примыкает к психологическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
На этих занятиях дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Выразительное движение не только отражает сформированное внутреннее переживание, но и, само по себе, способствует его формированию. Основным средством психогимнастики является двигательная экспрессия, мимика и пантомимика (80% информации в общении передаётся невербальным путём). Словесное выражение своих чувств детьми на занятиях поощряется педагогом, ведь назвать - значит более или менее понять. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания у людей и играет видную роль в человеческом общении. Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания, потому что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей со сверстниками и с взрослыми.
Художественно-игровая деятельность является оптимальной для развития детского воображения. То, как ребёнок ведёт себя в игре, является хорошим барометром, по которому можно судить, как он справляется с жизненными трудностями. Игра помогает ребёнку налаживать отношения с другими детьми. Дети любят играть и хотят играть, потому что большинство из них не имеют такой возможности дома из-за сторогого контроля. Дети, эффективно проживающие игровые ситуации, делают упражнение легко и непринуждённо. Невербальное общение формируется как "побочный результат" развития образно-пластического творчества. Это происходит благодаря тому, что учебные и творческие задания построены в виде игровых сюжетных ситуаций; в них разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний, используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной ждизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.
Эмоции в жизни человека имеет огромное значение и чем меньше эмоция представлена и переработана на психологическом уровне в виде осознанных чувств гнева, печали и т. д., тем сильнее звучит её телесный компонент в виде сердцебиений, потоотделения, мышечных зажимов, ведущим к болевым ощущениям. Эмоциональный разряд, формирующийся в глубинах мозга, требует выхода, а психогимнастика и является этим выходом.
Таким образом, дети, прошедшие цикл занятий по психогимнастике лучше адаптируются в коллективе сверстников. В процессе занятий у них формируется эмоциональная открытость, доброжелательность со сверстниками. Они легче выражают свои чувства, и лучше умеют понимать чувства других. В результате им становится проще общаться со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. У них вырабатываются положительные черты характера (честность, смелость, доброта…), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность…).
Задачами программы является обеспечение развития у ребёнка:
1. Свободного владения своим телом (кинестетического, кинетического и пространственного факторов).
2. Пространственных представлений.
3. Единства чувственно-эмоциональной и двигательной сфер .
4. Произвольной саморегуляции через опознавание созданного двигательного образа.
5. Творческих способностей с помощью выразительного движения под музыку.
Результатом реализации программы является овладение ребенком:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей.
2. активизации детского воображения.
3. зрительной, моторнослуховой, кинетической и пространственной памятью
4. эмпатических способностей.
5. сдержанности и устойчивости к стрессовым ситуациям.
6. умением справляться с негативными эмоциями.
7. тонкой и грубой моторики тела.
8. гибкостью и пластичностью.
9. творческой самореализации в движении.
Кроме того, у него развиваются умения:
- Ориентироваться в схеме собственного тела.
- Изменять состояние мышц (напрягать и расслаблять их).
- Копировать сложные движения (специфические движения животных и т. д.).
- Контролировать мимику и пантомимику.
- Определять место своего нахождения в знакомом пространстве.
- Описывать своё состояние.
- Создавать индивидуальный образ под заданную музыку.
- Адекватно использовать язык жестов и мимики.
Занятия по психогимнастике особенно необходимы детям, у которых присутствует чрезмерная утомляемость, вспыльчивость, замкнутость. Они позволяют создавать условия для максимальной эмоциональной разрядки детей. Большое значение придаётся творческому общению детей во время занятия друг с другом и с педагогом.
|