Самая лучшая профессия на земле - быть "волшебником". Если помочь ребенку и
разбудить в нем волшебника - тогда и его жизнь и жизнь окружающих его людей изменится:
малышу не захочется быть жестоким, он будет стараться никого не обижать,
а наоборот, ему захочется творить добро, его сердце откроется миру.
Чтобы стать "волшебником" нужно научится воображать: представить себе, прочувствовать,
что испытывает человек или литературный герой, который попал в ту или иную ситуацию,
представлять себя самого в той или иной роли (литературного персонажа или мамы, папы,
бабушки, дедушки или сверстника), создавая для себя картину их мироощущений.
Вот когда ребенок станет лучше понимать окружающих, постарается быть понятым!
В комплексной образовательной программе "Детство" (используемой в МДОУ), созданной
авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена социально - эмоциональное развитие
дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в ДОУ,
объединяющее все его аспекты. Развитие и обогащение эмоционального мира ребенка выступает
важнейшей составляющей образовательного содержания, заданного в программе "Детство".
Основная идея программы состоит в том, чтобы сделать ребенка активным субъектом
эмоционально - нравственных проявлений в разных видах детской деятельности, общения
и познания, пробудить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание доступными
для дошкольника средствами выражать внимание к окружающим людям, бережное отношение
к предметному миру и природе.
Специальный раздел программы "Детство", названный "Ребенок входит в мир социальных отношений",
определяет основные ориентиры в содержании процесса развития социального мышления, чувств,
поведения дошкольников и подчеркивает необходимость специального формирования у детей умения
различать и понимать эмоциональные и физические состояния взрослых и сверстников, выраженные в
мимике, пантомимике, в интонации и содержании речи; овладения адекватными способами реагирования
на соответствующие эмоции и чувства окружающих (умение утешить, проявить внимание, выразить сочувствие,
предложить помощь, помочь разрешить конфликт и т.п.).
У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное
разными средствами: языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, кино, фотографии.
Одновременно развивается умение понимать и устанавливать созвучность эмоционального состояния
человека и соответствующего настроения в музыке, поэзии, живописи, природе.
Программа "Детство" нацеливает воспитателей на воспитание привычки проявлять
доброжелательное отношение к окружающим, готовность к взаимопомощи и сочувствию,
стремление находить с помощью воспитателя или самостоятельно пути справедливого и
гуманного разрешения возникающих проблем в играх.
Большое внимание социально-эмоциональному развитию уделяется используемой в МДОУ
парциальной программы "Театр-творчество-дети" Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович.
Основные задачами данной программы, которые решаются средствами театрального искусства, являются:
Воспитание гуманных чувств детей, развитие стремления быть отзывчивым к взрослым, к детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, передаваемые различными средствами выразительности (жесты, мимика, выразительное движение, интонация);
Овладение формами нравственного поведения: прийти на помощь в трудную минуту, радоваться успеху сверстников, огорчаться в случаях их неудач и т.д.
В настоящее время становится необходимым использовать оздоровительно - развивающие программы,
в основе которых лежат принципы сохранения и совершенствования здоровья ребенка.
Социальный аспект здоровья отражает уровень связей и отношений человека в социальной сфере,
его самореализации.
В дошкольном возрасте закладывается умение гармонично взаимодействовать с
самим собой и другими людьми - социальная уверенность. В своей работе по
формированию нравственных эмоций мы используем элементы здоровьесберегающей
технологии "Развития у детей 5-6 лет социальной уверенности" Е.В.Примы.
Реализация данной здоровьесберегающей технологии предполагает, что дети приобретают
опыт организации совместной деятельности и установление отношений основанных
на чувстве общности и доверия, учатся достигать важных для группы цели с учетом
собственных интересов и интересов других детей.
Технология предусматривает определенную стратегию педагогического воздействия. Роль педагога состоит:
В стимулировании группового воздействия, одобрение групповой активности;
В интерпретации группового процесса, рефлексии действий, слов, чувств детей в процессе общения со сверстниками;
Во введении групповых правил и контроля за их выполнением.
Технология направлена на развитие позитивного самовосприятия и понимания своих
личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками, эмпатических способностей.
В особых игровых условиях ребенок моделирует в наглядно-действенной форме отношения,
начинает лучше в них ориентироваться; преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше
осознавать себя, развивает в себе уверенность и способность действовать в коммуникативных ситуациях;
приобретает позитивный опыт совместных действий; поэтапно осваивает новые способы нравственного
поведения в проблемных ситуациях, усваивает их.
Эти задачи решаются нами на занятиях по театрализованной деятельности средствами театрального искусства.
Игры-занятия проводятся в специально оборудованном помещении (театральная комната), где сама обстановка,
атрибуты, костюмы, маски, куклы различных конструкций ( театральные) не только вызывают огромный интерес
у ребенка, но и способствуют тому, чтобы он смог и захотел "превратиться" в героя любого лите6ратурного
произведения, разыграть сценки из жизни, ситуации, которые коснулись ребенка. Вот, где ребенок становится
настоящим волшебником, который творит добро, приносить радость другим и себе.
В занятия по театрализованной деятельности мы включаем и игры, упражнения на социоэмоциональное
развитие малышей, используя здоровьесберегающую технологию Е.В.Примы "Развитие у детей 5-6 лет
социальной уверенности", где ставятся такие задачи как, научить детей общаться, гармонично взаимодействовать
с самим собой и окружающими, решать конфликтные ситуации с учетом собственных интересов и интересов
других людей. Это связано с тем, что в настоящее время становится просто необходимым использовать
технологии, направленные на сохранение и укрепление социального здоровья детей.
Для решения поставленных задач нами была разработана система сценариев игр - драматизаций
"В гостях у семи гномов", основанные на использовании проблемных ситуаций, возникающих у гномов.
В основу сценариев игр - драматизации легли следующие критерии:
Проблемные ситуации, способствующие игре - драматизации, должны разрешаться путем проявления со стороны детей эмоций, обуславливающих социально - нравственное поведение
Сказочно - игровая ситуация должна быть доступна пониманию детей, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников
Необходимо, чтобы сюжеты игр - драматизаций были занимательны и давали возможность соотнести проблемные ситуации, прочувствованные детьми в игровом сюжете с повседневной жизнью детей, что поможет формированию нравственного поведения детей
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности. Вот почему так важно
научить ребенка "быть волшебником"!
Немаловажно сделать это и на примере самих близких ребенку людей - родителей.
Попробуйте на некоторое время перевоплотиться в героя сказки, рассказа, а, может быть,
просто "оживить" какой-либо предмет и вести диалог с ребенком от его имени. Вы увидите
как многообразен внутренний мир малыша! Очень плодотворно влияет на социоэмоциональное
развитие ребенка и создание "Маленького семейного театра", где все члены семьи принимают
участие в постановке какого-нибудь маленького спектакля. Это обьединит семью и Вы по- новому
откроете себя друг другу. Не бойтесь "стать волшебниками" вместе с ребенком и Вы увидите, как
в известной детской песенке увидел "строгий дядя", что Вас окружают "оранжевое небо", "оранжевое море",
"оранжевый верблюд"
Игра - драматизация служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений,
в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет
присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В тоже время, внесение
в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от
перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений
у детей, приводят к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых
побуждений и потребностей.