Сделать стартовой | Добавить в избранное

Разделы сайта:

 
Главная страница
Новости сайта
С детьми работают профессионалы
Развивающая среда
Наш фотоальбом

Экспериментальная
площадка ЦЗПТ

Инновационный опыт ДОУ
Программы и технологии
Дополнительные платные услуги для населения
Родителям
Советы и мнения
Контакты
Ссылки
Наши спонсоры
Вопрос-ответ
О Нас


Театр-творчество-дети

Самая лучшая профессия на земле - быть "волшебником". Если помочь ребенку и разбудить в нем волшебника - тогда и его жизнь и жизнь окружающих его людей изменится: малышу не захочется быть жестоким, он будет стараться никого не обижать, а наоборот, ему захочется творить добро, его сердце откроется миру.

Чтобы стать "волшебником" нужно научится воображать: представить себе, прочувствовать, что испытывает человек или литературный герой, который попал в ту или иную ситуацию, представлять себя самого в той или иной роли (литературного персонажа или мамы, папы, бабушки, дедушки или сверстника), создавая для себя картину их мироощущений.

Вот когда ребенок станет лучше понимать окружающих, постарается быть понятым!

В комплексной образовательной программе "Детство" (используемой в МДОУ), созданной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена социально - эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в ДОУ, объединяющее все его аспекты. Развитие и обогащение эмоционального мира ребенка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания, заданного в программе "Детство".

Основная идея программы состоит в том, чтобы сделать ребенка активным субъектом эмоционально - нравственных проявлений в разных видах детской деятельности, общения и познания, пробудить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание доступными для дошкольника средствами выражать внимание к окружающим людям, бережное отношение к предметному миру и природе.

Специальный раздел программы "Детство", названный "Ребенок входит в мир социальных отношений", определяет основные ориентиры в содержании процесса развития социального мышления, чувств, поведения дошкольников и подчеркивает необходимость специального формирования у детей умения различать и понимать эмоциональные и физические состояния взрослых и сверстников, выраженные в мимике, пантомимике, в интонации и содержании речи; овладения адекватными способами реагирования на соответствующие эмоции и чувства окружающих (умение утешить, проявить внимание, выразить сочувствие, предложить помощь, помочь разрешить конфликт и т.п.).

У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное разными средствами: языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение понимать и устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в музыке, поэзии, живописи, природе.

Программа "Детство" нацеливает воспитателей на воспитание привычки проявлять доброжелательное отношение к окружающим, готовность к взаимопомощи и сочувствию, стремление находить с помощью воспитателя или самостоятельно пути справедливого и гуманного разрешения возникающих проблем в играх.

Большое внимание социально-эмоциональному развитию уделяется используемой в МДОУ парциальной программы "Театр-творчество-дети" Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович.

Основные задачами данной программы, которые решаются средствами театрального искусства, являются:
  • Воспитание гуманных чувств детей, развитие стремления быть отзывчивым к взрослым, к детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, передаваемые различными средствами выразительности (жесты, мимика, выразительное движение, интонация);
  • Овладение формами нравственного поведения: прийти на помощь в трудную минуту, радоваться успеху сверстников, огорчаться в случаях их неудач и т.д.
В настоящее время становится необходимым использовать оздоровительно - развивающие программы, в основе которых лежат принципы сохранения и совершенствования здоровья ребенка. Социальный аспект здоровья отражает уровень связей и отношений человека в социальной сфере, его самореализации.

В дошкольном возрасте закладывается умение гармонично взаимодействовать с самим собой и другими людьми - социальная уверенность. В своей работе по формированию нравственных эмоций мы используем элементы здоровьесберегающей технологии "Развития у детей 5-6 лет социальной уверенности" Е.В.Примы.

Реализация данной здоровьесберегающей технологии предполагает, что дети приобретают опыт организации совместной деятельности и установление отношений основанных на чувстве общности и доверия, учатся достигать важных для группы цели с учетом собственных интересов и интересов других детей.

Технология предусматривает определенную стратегию педагогического воздействия. Роль педагога состоит:
  • В стимулировании группового воздействия, одобрение групповой активности;
  • В интерпретации группового процесса, рефлексии действий, слов, чувств детей в процессе общения со сверстниками;
  • Во введении групповых правил и контроля за их выполнением.
Технология направлена на развитие позитивного самовосприятия и понимания своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками, эмпатических способностей.

В особых игровых условиях ребенок моделирует в наглядно-действенной форме отношения, начинает лучше в них ориентироваться; преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, развивает в себе уверенность и способность действовать в коммуникативных ситуациях; приобретает позитивный опыт совместных действий; поэтапно осваивает новые способы нравственного поведения в проблемных ситуациях, усваивает их.

Эти задачи решаются нами на занятиях по театрализованной деятельности средствами театрального искусства. Игры-занятия проводятся в специально оборудованном помещении (театральная комната), где сама обстановка, атрибуты, костюмы, маски, куклы различных конструкций ( театральные) не только вызывают огромный интерес у ребенка, но и способствуют тому, чтобы он смог и захотел "превратиться" в героя любого лите6ратурного произведения, разыграть сценки из жизни, ситуации, которые коснулись ребенка. Вот, где ребенок становится настоящим волшебником, который творит добро, приносить радость другим и себе.

В занятия по театрализованной деятельности мы включаем и игры, упражнения на социоэмоциональное развитие малышей, используя здоровьесберегающую технологию Е.В.Примы "Развитие у детей 5-6 лет социальной уверенности", где ставятся такие задачи как, научить детей общаться, гармонично взаимодействовать с самим собой и окружающими, решать конфликтные ситуации с учетом собственных интересов и интересов других людей. Это связано с тем, что в настоящее время становится просто необходимым использовать технологии, направленные на сохранение и укрепление социального здоровья детей.

Для решения поставленных задач нами была разработана система сценариев игр - драматизаций "В гостях у семи гномов", основанные на использовании проблемных ситуаций, возникающих у гномов.

В основу сценариев игр - драматизации легли следующие критерии:
  • Проблемные ситуации, способствующие игре - драматизации, должны разрешаться путем проявления со стороны детей эмоций, обуславливающих социально - нравственное поведение
  • Сказочно - игровая ситуация должна быть доступна пониманию детей, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников
  • Необходимо, чтобы сюжеты игр - драматизаций были занимательны и давали возможность соотнести проблемные ситуации, прочувствованные детьми в игровом сюжете с повседневной жизнью детей, что поможет формированию нравственного поведения детей
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития личности. Вот почему так важно научить ребенка "быть волшебником"!

Немаловажно сделать это и на примере самих близких ребенку людей - родителей. Попробуйте на некоторое время перевоплотиться в героя сказки, рассказа, а, может быть, просто "оживить" какой-либо предмет и вести диалог с ребенком от его имени. Вы увидите как многообразен внутренний мир малыша! Очень плодотворно влияет на социоэмоциональное развитие ребенка и создание "Маленького семейного театра", где все члены семьи принимают участие в постановке какого-нибудь маленького спектакля. Это обьединит семью и Вы по- новому откроете себя друг другу. Не бойтесь "стать волшебниками" вместе с ребенком и Вы увидите, как в известной детской песенке увидел "строгий дядя", что Вас окружают "оранжевое небо", "оранжевое море", "оранжевый верблюд"

Игра - драматизация служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В тоже время, внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводят к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

© Copyright 2004 ArtWeb Studio

Hosted by uCoz