Социально-эмоциональное развитие
Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, креативности (способности к творчеству), способности к самовыражению и социальной адаптации в детском коллективе средствами арт-педагогики, включением в занятия различных видов игр, заданий с творческой направленностью, драматизацией. Для детей 3-5 лет: знакомство с художественной литературой, сказками, проигрывание различных ситуаций через игры с куклами. Для детей 6-7 лет: развитие социальной уверенности (умения гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, с внешним миром).
Детям 3-5 лет:
Сказкотерапия - метод использующий сказочную форму для интеграции личности ребёнка, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, в сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Через сказку ребёнок входит в мир социальных отношений. Сказки способствуют овладению ребёнком связной выразительной речью, умению излагать свои мысли последовательно, ясно, полно.
Направления сказкотерапии:
1. Рассказывание сказки (рассказывание известной сказки и придумывание продолжения, групповое придумывание сказки). При этом развивается способность слушать другого, следить за ходом его мысли и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
2. Сочинение сказок.
3. Переписывание или дописывание сказок.
4. Постановка сказок с помощью кукол (используются пальчиковые куклы, куклы-марионетки, куклы теневого театра и др.).
Работа с куклой позволяет ребёнку:
- Совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений.
- Нести ответственность за управление куклой.
- Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни он не позволяет себе проявить.
- Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы.
- Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
- Развить концентрацию внимания, фантазию и образное мышление, способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг.
5. Постановка сюжета сказки с помощью детей, проигрывание детьми ролей сказочных героев, игры-драматизации. Ребёнок берёт на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, сам осознанно строит свои взаимодействия с партнёрами.
Детям 6-7 лет:
Целью программы является развитие у детей социальной уверенности. Соц. уверенность - это умение гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, внешним миром. Она включает в себя в качестве составных элементов:
- Позитивное самовосприятие, положительное представление о себе
- Доверие к себе, основанное на собственном эффективном и адекватном поведении
- Стремление к достижению положительного результата, к успеху дела
- Умение реализовать самоутверждающие способы поведения (осознавать и выражать свои желания, чувства, эмоции, требования к окружающим, говорить "нет")
- Умение пользоваться социально приемлемыми способами для выражения своей индивидуальности, корректно и выигрышно предъявлять себя в общении.
Основные задачи:
1. Развитие групповой сплоченности и понимания себя, своего места в группе и своих отношений с другими детьми
2. Развитие эмоциональной восприимчивости, социальной перцепции, интереса к сверстникам.
3. Развитие самосознания, позитивного отношения к себе.
4. Формирование навыков самоутверждающего поведения и ответственности за него, развитие умения сотрудничать со сверстниками.
Отличие предлагаемой программы от существующих программ социально-эмоционального развития состоит с том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей, необходимых детям младшего школьного возраста и реализации факторов развития.
Таким образом, в результате занятий дети уверено чувствуют себя в группе сверстников, умеют успешно применить свои способности в групповой деятельности, пользоваться речью для конструктивного общения в группе, приобретают опыт эффективной организации совместной деятельности и установления отношений, основанных на чувстве общности и доверия.
Этот опыт позволяет ребёнку избежать психо-эмоционального напряжения, ведущего к отклонению в физическом и в психическом здоровье в период адаптации и в процессе дальнейшего обучения в школе, так как учебная деятельность предполагает интенсивное общение и работу друг с другом, а отношение в классе влияют на желание учиться, психо-эмоциональное состояние и общее развитие ребёнка.
|