Оправдывают желание родителей видеть своих детей интеллектуально, творчески развитыми, способными учиться самостоятельно;
Предполагают детям способы действия, как инструкции познания окружающего мира.
Педагогический процесс в МДОУ с 1996 года построен на основе реализации комплексной программы “Детство” В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной и др. Это программа обогащённого развития детей дошкольного возраста, обеспечивающий единый процесс социализации и индивидуализации личности через осознание ребёнком всех потребностей, возможностей и способностей.
Программа “Детство” обеспечивает:
Развитие для развития любознательности, познавательных способностей, интересов, индивидуальных склонностей ребёнка;
Формирование системы знаний о предметах рукотворного мира, о природе, о морях, о самом себе;
Условия для формирования социальной, интеллектуальной, физической и духовной компетентности ребёнка.
Основной программой, используемой в группе раннего возраста, является “Кроха”
Данная программа обеспечивает развитие у детей задатков любознательности, самостоятельности, активности, инициативы. Без этих качеств невозможно развитие творческих способностей у ребёнка, развитие его личности. Творчество - одно из стержневых качеств личности, как основная ведущая идея, рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим техническим развитием ребёнка, что ограничено в задачах, содержании и методических рекомендациях данной программы.
В качестве расширяющего компонента в МДОУ реализуются специальные программы:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» О.Л.Князевой, Т.Б.Стеркиной;
Приобщение детей к истокам русской национальной культуры О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой;
«Мы» Н.Н. Кондратьевой.
Программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста” включает в себя систему развивающих знаний для детей старшего дошкольного возраста, которая обеспечивает формирование у детей основ экономической культуры, ценностей здорового образа жизни, учит детей осторожному общению с опасными продуктами, безопасному поведению на улице.
«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой.
Цель данной программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально-эстетическое сознание в результате развития, которого у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации – способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства; развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизации на детских музыкальных инструментах; совершенствование диалогической и монологической формы речи; воспитание культуры речевого общения. Программа используется как расширяющий компонент к программе «Детство» по театральной деятельности.
«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева
Данная программа определяет ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанных на их приобщении к истокам русской национальной культуры. Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Содержание программы соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре.
«Мы» Н.Н. Кондратьевой
В основу данной программы экологического воспитания дошкольников положена идея гуманизации, воспитание человека с развитой системой ценностных ориентаций. Содержание программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.
Содержание деятельности осуществлялось на основе следующих развивающих технологий, рекомендуемых программой «Детство»:
Смоленцевой А.А. “Математика до школы”;
Венгера Л.А., Дьяченко О.М. “Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста”;
Казаковой Т.С. “Развивайте у детей творчество”;
Смоленцевой А.А., Суворовой О.В. “Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей”;
Новосёловой С.Л. “Комплексное руководство формированием игры дошкольников”;
Ушаковой О.С. “Развитие речи в детском саду”;
Григорьевой Г.Г. “Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности”;
Введение технологии Смоленцевой А.А. “Введение в мир экономики” способствовало обогащению разных видов детской деятельности (математической, художественно-творческой, трудовой и др.) экономическим содержанием.
Введение здоровьесберегающих технологий «Развитие у шестилетнего ребенка социальной уверенности» Е.В.Прима, «Валеологические программы физического воспитания детей дошкольного возраста» И.К.Шилкова, «Оздоровительно-коррекционная работа с детьми в период подготовки к школе» Ф.И.Молостова, «Сенсомоторное развитие дошкольников изобразительному искусству» Вайнерман С.М., «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет» Квач Н.В.
Программное обеспечение дополнительного образования:
Oбучение иностранному языку (английский язык).
В работе используются программа по раннему обучению детей иностранному языку “Обучение детей английскому языку” Негневицкой Е.И., методика “Английский язык детям” Петривней О.В., Немцовой О.А..
Программа раннего обучения дошкольников английскому языку базируется на принципах коммуникативного обучения иноязычной культуре. Старшими дошкольниками усваивается определённый объём знаний социального, лингвострановедческого педагогического и психологического содержания, а также формируется положительная познавательная мотивация.
Tанцевально-ритмическая деятельность. «Са-Фи-Дансе» - оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике. Использование данной программы позволяет организовать танцевально-ритмическую гимнастику (игроритмика, игрогимнастика, игротанец), нетрадиционные виды упражнений (игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры и др., креативная гимнастика (музыкально-творческие игры, специальные задания). Основной целью данной работы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой деятельности.
Использование данных программ и технологий позволяет МДОУ реализовывать и превышать требования Госстандарта по всем видам детской деятельности и областям знаний, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.