Развитие образного мышления и формирование графических навыков
Обращали ли Вы внимание, как Вы или Ваш ребёнок смотрит на различные движущиеся предметы. Например, на движущуюся руку учителя выводящую на классной доске буквы, или фигуры актёров перемещающиеся на экране Вашего телевизора. Как Вы смотрите? Двигаются ли при этом только Ваши глаза, или и голова, и шея и плечи движутся вслед за Вашим взглядом. Подумайте, сколько лишних движений вынуждено делать тело человека, чтобы выполнить работу, за которую отвечают одни только глаза. И, как результат: боли в спине, шеи, голове, переутомление, раздражительность. Задача данной программы развить у ребёнка тонкую моторику и подготовить руку к письму; научить его правильно сидеть, смотреть, фантазировать. Овладение этими первичными навыками резко повышает производительность работы ребёнка, как в школе, так и в дальнейшей жизни, позволяя резко уменьшить усилия на изучение различных школьных предметов.
Программа направлена на комплексную подготовку ребёнка к школе, гармоничное развитие его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста деятельности.
Особенностью программы является её целенаправленность одновременного и поэтапного развития образного мышления, связанного с познавательной функцией, и формирование технических навыков, при помощи которых ребёнок фиксирует то, что он узнаёт об окружающем мире, таким образом осуществляется комплексный подход в его подготовке к школе. Познание окружающего мира является важнейшим фактором общего развития ребёнка и адаптации его к миру.
Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественной деятельности, посильной детям дошкольного возраста, поставлено в программе центр внимания.
С помощью этой программы дети постепенно от предметно-конкретного, образного мышления подводятся к абстрактно-логическому способу отражения действительности, к оперированию символами и знаками, несущими разнообразную информацию.
Тип уроков - комплексный; включает следующие виды деятельности:
- Изобразительная деятельность - ведущая,
- психогимнастика (выразительные движения…),
- музыкальное развитие (подбор музыки…),
- развитие речи сопровождение литературными произведениями: фольклорные. авторские сказки…),
- ознакомление с окружающей средой (простейшие понятия времени, пространстве…),
- культурологический аспект (истоки культуры, народные праздники, быт, ремёсла…).
Программа призвана помочь сформировать у ребёнка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства и развить навыков графических движений и умения осуществлять графические двигательные композиции (соединения элементов движения).
В программе решаются следующие проблемы, затрудняющие успешное обучение в школе при слабом развитии образного мышления и несформированости графических навыков.
1. Малая для своего возраста база конкретно-предметных образов и понятий, что затрудняет восприятие материала по литературе и естествознанию.
2. Трудности в работе со словесной информацией ведут к искажению представлений о мире.
3. Несформированность представлений о плоскости, рельефе, объёме, симметрии, диссиметрии и ассиметрии, что затрудняет понимание многих законов живой и неживой природы, а затем и общественно-социальных процессов.
4. Отсутствие способности к переработки и трансформации одного вида информации в другой (изобразительной в вербальную - и наоборот) приводят к трудностям в развитии интеллекта и к проблемам работы со знаковыми системами.
5. Малая эмоциональная отзывчивость к художественному образу (изобразительному, музыкальному, поэтическому и т. д.) во многом связаны с недостаточным развитием чувства ритма, что осложняет понимание других людей и затрудняет процессы социализации ребёнка.
6. слабое развитие цветового видения и насыщения цвета эмоциями рождает цветовое безвкусие и индифферентность к окружающей природе.
7. Недостаточное развитие способностей к синтезу и анализу, к классификации явлений окружающей действительности затрудняет процесс познания в целом.
8. Нечёткая ориентация на листе (вверх-вниз, вправо-влево, центр-края, диагональное направление), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе.
9. Отсутствие чувства формата листа и трудности при смене формата листа говорят о слабой гибкости мыслительных процессов.
10. Неразвитые способности к конструированию на плоскости ведут за собой непонимание конструктивного построения букв из немногих элементов, а затем это выливается в трудности восприятия состава слова, предложения, текста в целом, композиции литературных произведений.
11. Слабое чувство вертикали и горизонтали ведёт к сползанию текстовой строки вниз или поднятию её вверх, к разному наклону букв.
12. Неразвитое чувство масштабности приводит к разности размера букв при письме, к неумению варьировать размер шрифта, создавать шрифтовую композицию с выделением главного в тексте, что затрудняет формирование эстетики шрифтовых композиций на листе, альбомном формате листа и . д.
13. Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти руки, слишком зажатая рука или расслабленная в равной степени приводят к быстрой утомляемости ребёнка, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.
|