Коррекционно-оздоровительные программы. ЛФК.
Коррекционно-оздоровительные программы, разработанные Центром здоровьесберегающих педагогических технологий, применяются для коррекции неправильных положений позвоночника, грудной клетки и других частей тела. В отличие от корригирующей гимнастики, которая исправляет только функциональные нарушения в работе мышц, в коррекционной - осуществляется работа, как с функциональными изменениями, так и с уже сложившимися нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Коррекционная работа основывается на современных представлениях лечебной физкультуры и кинезиологии. При активной коррекции используют общеразвивающие и корригирующие упражнения. К пассивной коррекции относятся массаж, самомассаж и релаксация, как дополнения к активной коррекции в целях достижения наилучшего результата.
Данные методики способствуют восстановлению оптимального двигательного стереотипа, как статического, так и динамического, воспитанию рефлекса правильной осанки и сознательного желания у ребёнка стать здоровым, красивым, сильным.
Основным средством коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата выступает физическое упражнение. Особенность данной методики заключается в том, что на первом этапе работы с детьми используются элементарные упражнения - ходьба, ползание, лазание. Именно эти онтогенетические формы движения являются основой сенсомоторного развития, которые помогают детям восстановить утраченные способности координировать свои движения, работу тела совместно с деятельностью органов чувств, зрения, слуха и нервной системы.
В коррекционно-оздоровительных программах применяют следующие виды упражнений:
1) упражнения для развития подвижности позвоночника;
2) для разгрузки позвоночника;
3) упражнения на вытяжение позвоночника;
4) упражнения на равновесие, координацию и сохранение правильной позы тела.
5) дыхательные упражнения;
6) упражнения для активной гиперкоррекции;
7) лазание;
8) ползание.
Для коррекционно-оздоровительной работы активно используют ортопедические мячи, полусферы, жгуты, а также различные гимнастические предметы. Этот набор средств обусловлен теми требованиями к физическому воздействию на ОДА, которые необходимо соблюдать при формировании условий для нормального физического развития ребёнка. Данные программы обеспечивают развитие у детей латеральности - симметричности работы левой и правой половины тела; центрации - согласованности работы верхней и нижней половины тела; фокуса - согласованности работы передней и задней частей тела. Важное значение при занятиях физическими упражнениями с детьми имеет эмоциональный фактор и мотивация - чем больше эмоциональности содержится, тем легче ребёнку выполнять упражнения и тем выше результат.
Ортопедические мячи - это многофункциональный "тренажёр". Мяч постоянно присутствует в занятиях по физическому воспитанию с детьми всех возрастов. Используя мяч на занятиях, методист в состоянии решить основные задачи, обуславливающие создание условий для формирования правильной осанки: включение развивающих базовых факторов (тактильное восприятие, слуховое, зрительное, пространственное, межполушарное взаимодействие), воспитание рефлекторного навыка правильной осанки и формирование мышечного корсета. В плане физического развития наряду с влиянием на формирование правильной осанки, эта серия упражнений помогает развить симметричную мышечную силу тела, что обеспечивает поддержание вертикальной позы. Так как вся работа происходит на "нестабильной опоре", в работу включаются мышцы, помогающие сохранить равновесие на мяче.
Большое значение имеет, во-первых эмоционально-психологический элемент, во-вторых активизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в третьих усиливается сократительная функция скелетной мускулатуры. Результаты наблюдений за работой детей показали, что "слабые" мышцы после занятий на мячах становятся сильными, более активно включаются в работу при проведении кинезиологического мышечного тестирования. Постоянная необходимость и удержание равновесия способствуют выведению позвоночника из спастического состояния, повышает их эластичность и иннервацию.
Полусферы - упражнения на равновесие необходимы детям с нарушением осанки для тренировки вестибулярного аппарата и реакций. Они способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки, восстановлению нарушенной статики. Этот вид работы, так же как и работа на мячах, связан с балансировкой на "нестабильной основе". Работа направлена на укрепление мышц ног, формирование свода стопы, улучшение подвижности позвоночника.
Резиновые жгуты. Резиновый жгут - эффективное средство для активации кинестетического фактора, мышечно-суставного чувства, для усиления мышечного корсета. Работа со жгутом даёт хорошую нагрузку на мышцы - разгибатели тела, рук, ног. Это как раз то, что необходимо для выработки правильной осанки, ведь все мышцы разгибатели тела изначально слабее мышц сгибателей, а многие ещё склонны к расслаблению. И хотя жгут (обычно это тонкая резиновая детская скакалка) по силе упругости вроде бы очень эластичен, он заставляет мышцы ребёнка трудиться уже в другом режиме дающем хорошую посильную нагрузку.
|