Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи.
Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у
ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и
овладением звуковой системы речи.
В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса:
процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения
звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой
обучения грамоте, а именно чтению и письму.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его
от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение
анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой
для правильного обучения грамоте.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как
обязательное условие формирования фонематического восприятия и
развитие навыков звукового анализа.
Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся
начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи,
которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени
словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является
одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Дети путают фонемы близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении
и буквенной за . В дальнейшем несформированность фонематического слуха
проявляется при изучении иностранного языка в средней школе: дети трудно
воспринимают иностранные слова на слух, неправильно их произносят.
Нарушение фонематического слуха может возникнуть в результате искажённого
произношения звуков.
Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие
слухового внимания и слухоречевой памяти. На занятиях по звуковой культуре речи
у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки
из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки);
знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста. Одновременно с
развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие активного
словаря ребёнка.
Упражнения для формирования фонематического слуха проводятся в определенной
последовательности - вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ
и синтез простейших односложных слов. Позднее дети овладевают навыком звуко-слогового
анализа и синтеза двух-трёхсложных слов.
Работа над формированием фонематического слуха предполагает следующую
последовательность:
На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и.
Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность
гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).
Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети
учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают
к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после
согласных (дом, там).
Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети
учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных
трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.
Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со
стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины:
слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги.
Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому,
чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали
прочтение слова и предложения.