Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста.
В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса:
Процесс развития фонематического слуха у ребёнка;
Процесс произнесения звуков речи.
Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения
грамоте, а именно чтению и письму.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной
степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие
связной речи.
Работа по формированию фонематического слуха включает задания
на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.
Упражнения для формирования фонематического слуха проводятся
в определённой последовательности - вначале это выделение из слов
отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов.
Позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза
двух-трёхсложных слов.
Для детей старшего дошкольного возраста при формировании речевого
слуха целесообразно применять следующие упражнения:
Заслонив зубы листом бумаги, в перемешку называть два сходных звука (например, з и ж), слоги, слова с этими звуками (например, за-за-жа);
Произнесение слов, содержащих сходные звуки (например, з и ж), а дети, услышав определённый звук, должны хлопнуть в ладоши.
Взрослый произносит рифмовку, а ребёнок называет слова, содержащие определённый звук.
Цепочка слов". Называть слова так, чтобы названия следующего предмета начиналось со звука, которым заканчивается предыдущее слово.