Развитие монологической речи при составлении рассказа-описания
В МДОУ большое внимание уделяется формированию связной монологической
(описательной и повествовательной) речи.
Обучение детей рассказыванию является одним из главных средств
формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы.
Занятия по обучению рассказыванию влияют на формирование психических процессов и
познавательных способностей детей. Обучение рассказыванию играет важную роль в развитии
монологической формы речи. Основными методами в процессе обучения детей рассказыванию
являются обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.)
и устному сочинению по воображению.
При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие основные задачи:
Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.
Формирование у детей навыков построения связных развёрнутых высказываний в свою очередь включает:
Усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в
Передача событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа,
завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);
Формирование навыков планирования развёрнутых высказываний; обучение
детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний
в соответствии с нормами родного языка.
Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах
логопедического воздействия, разработанных в отечественной специальной педагогике.
Ведущими из них являются:
Принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учётом общих закономерностей формирования
различных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме;
Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования
языковых обобщений и противопоставлений;
Осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи - грамматическим
строем, словарём, звукопроизношением и др.
Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи
детей. Особое внимание уделяется при этом обучении. Тем видам связных высказываний, которые
прежде всего используются в процессе усвоения детьми знаний в период подготовки к школе и на
начальных этапах школьного обучения (развёрнутые ответы, пересказ текста, составление рассказа
по наглядной опоре, высказывание по аналогии).
Работа по формированию связной речи детей строится также в соответствии с общедидактическими
принципами (систематичность в обучении, учёт возрастных и индивидуально-психологических
особенностей детей; направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
Важнейшими задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически
правильной связной речи, являются:
коррекционное формирование у детей необходимых языковых (морфоло-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств её выражения;
формирование речевой практики как основы практического усвоения элементарных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
Обучение детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа.
Целью этой работы является достижение уровня языкового развития детей, необходимого для
составления различных видов развёрнутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование
лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения
предложений различной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного
общения детей с педагогом в процессе учебных занятий.
В задачи подготовительного этапа обучения входят:
Развитие у детей направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей;
Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;
Закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;
Формирование умений адекватно передавать в речи изображённые на картинках простые действия;
Усвоение детьми ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.);
Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе
непосредственного восприятия; формирование у детей элементарных умственных операций, связанных
с овладением фразовой речью - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом
и темой высказывания.
Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на
составление высказываний по демонстрируемым действиям. По ситуационным и сюжетным картинкам
и подготовительных упражнений к описанию предметов.
Упражнения в составлении предложений по картинкам (предметным, ситуационным и др.) могут
проводиться с использованием различных методических приёмов. При обучении детей с ОНР
используется следующий вариант методики.
Для упражнений используются ситуационные картинки двух видов:
Картинки, где можно выделить субъект и выполняемое им действие;
Субъект - действие (выраженное непереходным глаголом), например, самолёт летит;
Субъект - действие (предикат, выраженный нерасчленяемой группой сказуемого), например: Дети сажают деревья. Девочка катается на велосипеде.
Cубъект - действие - объект (Девочка читает книгу);
Cубъект - действие - объект - орудие действия (Мальчик забивает гвоздь молотком);
Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и чётко обозначенного места действия;
Cубъект - действие - место действия (орудие, средство действия): Ребята играют в песочнице.Мальчики катаются с горки на лыжах.
При обучении составлению предложений по картинкам используется приём постановки
соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Могут быть использованы такие
приёмы, как совместное составление предложений двумя-тремя детьми (один из них
составляет начало фразы, другие продолжают).
В процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление
у детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развёрнутых фраз.
Дети усваивают определённый тип фразы-ответа, включающего "опорные" содержательные
элементы вопроса педагога. Вначале дети упражняются в составлении ответов-высказываний,
начинающихся с повторения последнего слова (или словосочетания) из вопроса педагога.
Специальное внимание уделяется формированию и закреплению навыков составления вопросов.
Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения предполагает формирование умений
вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге и др.
Уделяется внимание формированию навыков участия в коллективной беседе, способности к
восприятию темы беседы, умению включаться в диалог по указанию педагога.
В задачи по формированию грамматически правильной фразовой речи на данном этапе входит
усвоение детьми наиболее простых форм сочетания слов во фразе - форм согласования
прилагательных с существительными в именительном падеже. Дети учатся различать окончания
имён прилагательных женского, мужского и среднего рода, соотносить падежную форму
прилагательных с категориями рода и числа существительных.