Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Очень часто мы спешим, усаживая ребенка за прописи. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя,
что не оправдывает ваших надежд. Или, что еще хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано.
Лучший способ подготовить руку ребенка к письму - игра.
Почему так важно подготовить руку ребенка к письму?
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи
мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что
первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему,
что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять
мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте,
именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон
головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления
ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям,
играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки,
решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное
развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет
избежать многих проблем школьного обучения.
Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или
закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при
помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки
пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это
свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить,
предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно
3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости,
он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо окружности овал, окружность
значительно меньшего диаметра или рисовать ее он будет в несколько приемов, передвигая руку.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя
тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем
дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным
текстом (например, "Сорока"), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. и, конечно, в старшем
дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки
должна стать важной частью подготовки к школе.
Реализуемая в нашем детском саду методика "Развитие образного мышления и графических
навыков у детей старшего дошкольного возраста" Квач Н.В. имеет основную цель: всесторонняя
подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки тонкой моторики кисти.
В результате целенаправленного и систематического обучения на этих занятиях ребенок
научится ориентироваться на листе, складывать его, что разовьет координацию его рук и
обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом. Он будет
свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем
с почерком и другими навыками письма. Разовьются его способности к анализу и синтезу
впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов,
графических техник. Сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени,
что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил.