Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую
картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них
умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать,
а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
В своей работе мы используем технологию Смоленцевой А.А. "Введение в мир экономики".
Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в
элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Сущность предлагаемого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации
специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности
экономическим содержанием.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию
у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Процесс экономического воспитания реализуется через: игры, комплексно-тематические занятия, вечера досуга.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Играя в профессии, дети постигают
смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых, моделируются реальные жизненные ситуации:
операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции.
Особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения ("КВН", "Аукцион", "Бизнес-клуб") - все
вместе: взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи.
Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом.
Обучаясь по этой технологии, ребенок познает:
Азы семейной экономики,
Узнает о труде, профессиях родных и близких,
О финансовых возможностях семьи,
Научатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товары,
Узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Дадим некоторые методические рекомендации, которые могут быть использованы родителями.
Привлекать детей к домашнему труду путём организации систематических поручений и совместной трудовой деятельности всех членов семьи.
В семье дети узнают обязанности каждого ее члена: папа выполняет сложную "мужскую" работу, мама занимается приготовлением пищи, уборкой и т.д. Разделение домашнего труда, но полу, возрасту, способностям повышает его результативность.
Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они упражняются в бережливости, экономности.
3накомить детей с профессиями родных и близких, раскрывая при этом, каким образом эти профессии обеспечивают нужды и потребности семьи..
o Кто кем работает на производстве? Какие есть профессии? Чем занимается человек этой профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему?
Родители рассказывают о своей профессии, где они работают и что производят. Вместе с детьми выясняют, представители каких профессий есть в семье, сколько человек имеют одну и ту же профессию (династия), сколько - разные профессии.
Ребёнок, путешествуя с родителями по городу, району, в котором они живут, видит разные здания: больница, банк, магазин, парикмахерская, школа и др. - это места работы родителей и других людей. Работа существует для того, чтобы обеспечить семью предметами, которые ей необходимы и которые она хотела бы иметь.
Постепенно у детей формируются представления о многообразии профессий, о ценности труда родителей и близких родственников, о взаимосвязи понятий труд и деньги?
Совершать с ребёнком совместные покупки, обосновывая при этом их необходимость (значимость), возможность приобретения и особенности использования в домашнем хозяйстве.
Каждая семья приобретает определенные товары, необходимые для жизни. Эти товары значимы как для ребёнка, так и для его родителей.
В семье ребёнок знакомится с современной техникой. Ему показывают и в доступной форме объясняют назначение каждого бытового прибора. Ребёнок наглядно видит, что использование механических и электрических приборов (пылесоса, стиральной и посудомоечной машины и др.) облегчает труд, экономит время, повышает
качество труда. Он начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека.
Привлекать (по возможности) детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания правильного (рационального) отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.
Если с детства он получит элементарные знания о доходах и расходах, о деньгах, о зарплате родителей, это во многом предотвратит конфликты, которые могут возникнуть позднее из-за неудовлетворения его потребностей и желаний.
Обогащать опыт впечатлений детей о красоте, богатстве окружающего мира, но вместе с тем ограниченности ресурсов.
Посредством чтения художественной литературы, организации прогулок в природу, совместного труда и т.д. ребёнок познаёт "экономическую" картину окружающей действительности, способы рационального использования имеющихся ресурсов, значение бережного отношения к природным богатствам.
Родителям следует помнить, что приобщение ребёнка к миру экономических знаний должно происходить естественно и непринуждённо.
Гуляя с ребёнком по улицам города, привлекайте его внимание к рекламе, разнообразию магазинов и товаров, яркости упаковок и т.д.: Какие товары? Где производятся? Для кого? О чём "говорит" реклама? ..
Несколько советов
Сделать "занятия" экономикой понятными и интересными помогут игры. Многие настолько-печатные игры можно сделать самостоятельно.
Посадил дед репку... А как? Взял молоток, забил семечко в землю, расчесал землю гребешком и пригладил гребешком, чтоб ровно было. Потом взял верёвку, полил землю. Потом спилил сорняки пилой и сыграл на балалайке, чтобы тучи пришли: пусть репке будет прохладней. А когда репка выросла, он подцепил её вилкой и вытащил...
Если ты не согласен, выбери из картинок то, что нужно, чтобы посадить и вырастить репку. Сколько орудий труда тебе понадобится? Какие?
В каждой семье читают малышам детские книжки. Правильно поступают те родители, которые подбирают книги экономической направленности, доступные по содержанию и с яркими художественными иллюстрациями. Это могут быть рассказы Э. Успенского, А. Ивича, И. Шведовой и др., стихотворения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С. Михалкова и др., авторские и народные сказки, загадки, пословицы и поговорки. Например, перед чтением произведения В. Маяковского "Кем быть?" спросите сына или дочь: "Кем бы ты хотел (а) стать, когда вырастешь? Почему?" После чтения сказки "Золушка" можно спросить ребёнка: "В чём главная красота Золушки?" и т.п.
Слушая разные произведения, ребёнок запоминает экономические термины, устанавливает простейшие экономические связи, сочувствует положительному герою, осуждает зло и т.д.
При формировании социальной позиции ребёнка важно использовать самые разнообразные ситуации.
Так, значение бережного отношения к вещам раскрывается в предложенной ребёнку
проблемной ситуации "Встреча в ремонтной мастерской".
Встретились однажды туфельки и ботиночки в мастерской.
"Я здесь бываю часто, каждый месяц, - грустно сообщает туфелька. - У меня то каблучок отлетит, то подошва сотрётся". - "А я сюда прибегаю очень редко. Один раз в год. Мне мастер только стелечки меняет", -гордо сообщает ботиночек. "Это потому, друзья, что хозяева у вас разные, - произнёс мастер. И добавил: - Бережёная вещь два века живёт". Вопрос к детям. Почему так сказал мастер своим клиентам ?
Проблемная ситуация "Спор двух друзей" раскрывает необходимость предметов в конкретной ситуации, одинаково бережное отношение к ним со стороны хозяина.
Заспорили однажды самовар и чайник : кто из них важнее и нужнее хозяину. "Я большой старый самовар. Я собираю в доме много гостей. Моим хозяевам и гостям, когда они пьют чай, становится радостно и тепло". - "А я чайник. Меня используют каждое утро. Я очень быстро кипячу воду для чая и кофе".
Вопрос к детям. Как разрешить этот спор хозяину, чтобы не обидеть свои любимые вещи?
Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный "экономический" опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придаётся социальная направленность, что позволяет ребёнку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.